В музейно-выставочном центре Главного управления МЧС России по Амурской области трудятся настоящие энтузиасты музейного дела, постоянно работающие над созданием новых экспозиций, чтобы каждый экскурсант при каждом посещении находил для себя новое и интересное. Экспонаты, украсившие зал за последние 10 лет, начальник центра Дмитрий Иванович Беломестнов и методист Александр Васильевич Пирко мастерили своими руками. У каждого экспоната своя история появления в центре, за каждой инсталляцией большая работа небольшого творческого коллектива центра. Расскажем некоторые из них.
Водяная колонка из магазина Чурина. В один из дней 2012 года на центральный пульт пожарной связи г. Благовещенска поступило сообщение о загорании сарая на частном подворье. Пожарные выехали по указанному адресу и быстро потушили горевшее строение. А через несколько дней хозяйка подворья Татьяна Гузь позвонила в Центр противопожарной пропаганды с предложением передать для всеобщего обозрения семейную реликвию - водяную колонку фирмы Garvens, выпущенную в начале 20 века.
Интересна история этого раритета. Прадед Татьяны Алексей Моисеевич Лядов, родившийся в начале прошлого века в Благовещенске, был достаточно смышленым молодым человеком, за время работы в магазине одного из богатейших торговцев дальневосточного региона Ивана Чурина прошел путь от мальчика на побегушках до приказчика. Эта колонка стояла в торговом доме купца Чурина, где нынче располагается Центр эстетического воспитания. Именно из нее работники набирали воду для домовых нужд, в том числе для наполнения больших пожарных бочек, на случай непредвиденного возгорания.
После заката периода НЭПа торговый дом перешел городу, Алексею Лядову в числе прочих трофеев досталась водяная колонка, которая через сто лет нашла достойное место в историческом разделе выставочного зала с указанием имени дарителя Татьяны Гузь, жительницы г. Благовещенска.
Пожарный мотоцикл Урал М 67-35
Летом 2017 года почетное место в центре зала занял пожарный мотоцикл Урал М 67-35. В советское время, с 1976 по 1984 годы, эти мотоциклы выпускал Ирбитский мотоциклетный завод в Свердловской области. Мотоцикл относится к классу тяжёлых мотоциклов, так как оснащён мощным двухцилиндровым четырёхтактным двигателем. Производили Урал М 67-36 в двух вариантах: с приводом на колесо боковой коляски, что существенно повышало качество езды по труднопроходимым местам; мотоциклы без привода на колесо боковой коляски. Урал имеет хорошую проходимость и надёжность. В СССР мотоцикл Урал М 67-36 был очень популярен.
Как вспоминает ветеран пожарной охраны, бывший заместитель начальника управления Государственной противопожарной службы УВД Амурской области Виктор Хаустов, в 70-80е годы прошлого века в подразделениях пожарной охраны мотоциклы Урал были служебным транспортом. На них инспекторы государственного пожарного надзора области выезжали в населенные пункты для проверки противопожарного состояния объектов и жилого сектора, на место пожара для выяснения причин и обстоятельств возникновения возгорания. Постепенно мотоциклы заменили на служебные автомобили, как более эффективное транспортное средство: в климатических условиях нашего региона мотоциклы для передвижения можно было использовать всего несколько месяцев году.
В 21 веке мотоциклы вновь стали востребованы: в больших городах России из-за многочисленных транспортных пробок при возникновении пожаров тяжелой пожарной техники бывает сложно оперативно прибыть к месту вызова. И в пожарных формированиях появились пожарные мотоциклы, как более мобильный вид транспорта, способный оперативно прибыть к месту возгорания с небольшим набором противопожарного инструмента для тушения огня до прибытия основных сил и средств.
Москвич407 оперативный автомобиль пожарной охраны
В декабре 2020 года, накануне 30-летия со дня образования спасательного ведомства, в музейно-выставочном центре МЧС Приамурья появился новый экспонат оперативный автомобиль пожарной охраны Москвич407.
Идея поставить в музее легковой пожарный автомобиль, можно сказать, витала в воздухе с первого дня, как в зале появился пожарный мотоцикл. Москвичи-407 в середине ХХ века использовались в пожарной охране как оперативные. Будущий экспонат сотрудники музея нашли на подворье одного из жителей Мазановского района.
Никогда до этого никто из них не занимался восстановлением автомобилей, но глаза боятся, руки делают: разобрали, отмыли, очистили от старой краски, подготовили к покраске. Подготовительные работы растянулись на несколько месяцев. Большую помощь в придании экспонату пожарной окраски оказал Николай Степаненко, водитель Главного управления МЧС России по Амурской области. Свой новый, красный цвет Москвич получил в конце ноября 2020. И лишь потом курсанты учебного пункта буквально на руках перенесли его в музей через окно, ибо другого способа переместить новый экспонат на место будущей, вечной, стоянки попросту не было.
После этого началась кропотливая работа по доведению авто до надлежащего состояния, который был просто обязан соответствовать своему времени началу 60-х годов прошлого века: установили недостающие запчасти, привели в порядок салон машины.
Долго ломали головы, как отреставрировать руль, который представлял печальное зрелище, ибо за 60 лет существования сильно рассыпался, и от слоновой кости мало чего осталось. Однако методист музейно-выставочного центра Александр Пирко нашел способ отремонтировать этот важнейший элемент. При помощи крахмала, клея, растительного масла и растворителя он совершил буквально чудо, придав рулевому колесу почти первозданный вид. А художник-оформитель Татьяна Малыгина довела до логического завершения внешний вид пожарной легковушки, подкрасив все имеющиеся повреждения лакокрасочного покрытия.
Конно-бочечный ход
Все началось с колеса. Однажды сотрудникам центра удалось добыть настоящее колесо от телеги, его покрасили и поставили в историческом зале как экспонат. А через некоторое время, сотрудники центра решили колесо должно быть в телеге, а значит нужно сделать конно-бочечный ход. Работа над созданием нового экспоната началась в конце 2018 года с поиска фотографий, чертежей, исторических документов. Вторым этапом был поиск самой бочки. Но, к сожалению, найти в Приамурье нужного размера деревянную емкость, не удалось. Бондарей уже нет.
Тогда энтузиасты Сергей Корастылев, Александр Пирко во главе с Дмитрием Беломестновым решили сделать бочку собственными руками. Нашли материал паллеты, разобрали и за 10 дней смастерили деревянную емкость, а потом и второе колесо. Экспонат дополнил исторический раздел, получилось красиво, но не полно. Стояла одинокая телега с возницей, а впереди ничего не было Но ведь пожарная телега это же не самоходный автомобиль! Ей нужен движитель! И мысль было бы весьма неплохо сделать лошадь к телеге, чтобы экспозиция конно-бочечного хода имела завершенный вид не давала покоя творческому коллективу.
В январе 2021 года приступили к воплощению идеи изготовлению пожарной лошади из папье-маше. На листах фанеры сделали выкройку будущей лошади и выпилили ее лобзиком. Потом собрали заготовку в единое целое. Получилось очень худое животное. Используя пенопласт и пенополистерол, при помощи монтажной пены обклеили фанерную заготовку. Ориентировались по многочисленным картинкам лошадей. Где надо утолщали, а где не надо срезали с помощью электрических инструментов. Примерно за две недели добились сходства с настоящей лошадью. Самым трудным было вырезание морды лошади. А еще никак не могли придумать, как лошади глаза сделать, чтобы они блестели и выглядели бы естественными. И как-то ночью, когда не спалось, Беломестнов вспомнил, что в центре есть круглые наконечники на вешалку. Вопрос был решен, когда обтесали морду лошади, глаза вставили, они пришлись впору по размеру головы. Потом приклеили веки и ресницы. Коломбина, так назвали сотрудники центра свое детище, получилась красавицей.
Самолет Бе-20 ЧС
В 2022 году, накануне Дня пожарной охраны, под потолком выставочного зала взмыла в небо уменьшенная копия самолета-амфибии Бе-200 ЧС, применяемом в МЧС России для тушения природных пожаров. На изготовление экспоната у сотрудников музея ушло более полугода.
После создания экспозиции конно-бочечного хода пришла уверенность в своих силах. И мы задумались о создании нового экспоната. А почему бы не попробовать создать модель гидросамолета Бе-200? Фотография это одно, а вот увидеть парящий над головами настоящий самолет это совсем другое! Тем более, таких экспонатов в других музеях мы не видели. Для начала купили маленькую модель самолета. Мастерили по уже освоенной методике при изготовлении лошади к конно-бочечному ходу: макет соорудили из фанеры, потом обшили пенопластом, на завершающем этапе применили технологию папье-маше. Размер выбрали 140 см х 140 см. Нам показалось, что этого будет достаточно. Но изготовление данного экспоната заняло гораздо более длительное время, нежели лошадь. Все дело в том, что при изготовлении техники любое отклонение от точных размеров, даже пропорционально уменьшенных, было просто недопустимо. Но настал момент, когда наш красавец взмыл в небо, то есть, на высоту 3 метров. И здесь мы увидели, что немножко промахнулись с размером. Самым оптимальным была бы копия самолета размером 2 м х 2 м. Впрочем, наш экспонат смотрится достаточно солидно и красиво, рассказал Дмитрий Иванович Беломестнов, начальник музейно-выставочного центра.
Все экспозиции музейно-выставочного центра желающие могут увидеть своими глазами. Для этого достаточно просто позвонить по телефонам 8(4162)-202-104 или 8-914-538-27-62 и договориться о времени проведения экскурсии.
Оставить сообщение: